|
Ступенька пятая. Отправляемся в путешествие.
Здесь уже потребуется определенная подготовка -
какое-то
время (как правило, небольшое) на сбор всей необходимой вам информации. Вам
нравится какая-то страна? Или эпоха? Или уголок России? Вы когда-то где-то
побывали и хотите поделиться приятными воспоминаниями с детьми? Или вы
мечтаете куда-то попасть, но реальное путешествие пока невозможно? Можно
устроить "волшебное путешествие на машине времени" ТУДА, КУДА ВАМ ХОЧЕТСЯ!
Придумывая его, вы погружаетесь в атмосферу времени и места, куда
собрались отправиться. Итак, куда бы вам хотелось? Вас, в отличие от
реального туриста, не сковывает ограниченность во времени и средствах.
Выбрав страну, ищите все возможное, что так или иначе относится к ней -
природа, животные и растения, памятники искусства и культуры, традиции,
музыка, песни и стихи, национальные костюмы и предметы быта, еда, знаменитые
люди… Пригодятся и книжки, и детские энциклопедии, и подходящие к месту
игрушки, и сувениры, откуда-нибудь привезенные. Изучение истории искусства
совместится в вашей - очень увлекательной - игре с географией, биологией,
археологией, историей, этнографией, а быть может еще и с литературой и
музыкой.
После нескольких таких "путешествий" мои маленькие ученики, усаживаясь
вокруг диапроектора, оживленно спрашивали: "А куда мы сегодня поедем?". И я
говорила: "Во Францию, в гости к королю Людовику" или "На остров Таити
вместе с художником Гогеном". А затем гасила свет, кто-нибудь из малышей
нажимал на кнопку "машины времени" и мы отправлялись в путь...
Например, довольно удачным вышло наше "путешествие в Японию". Нам очень
пригодились:
* фотографии-открытки - несколько красивых видов страны. Их я просто
раздала детям в руки - посмотреть.
* большие фотографии японских храмов (висели на стенах);
* репродукции гравюр Хиросигэ, Утамаро и Хокусая - портреты знаменитых
японских дам, и виды Фудзи, и бытовые сцены (развесила по мольбертам).
* "японский" свиток с иероглифами (нарисовала сама).
* маленькие фигурки-нэцке; статуэтка одного из японских богов
синтоистского пантеона,
* "суматори" - игрушки-волчки;
* книжка Андрея Усачева "Мои географические открытия" (там целых три
"японских" стихотворения);
* маленькие (три строки) но очень сипатичные стихи японских поэтов;
* действующая модель вулкана (На тарелке картонный конус, в который
вставляется баночка из-под гуаши: в ней оранжевая краска, смешанная с содой.
Если в нее осторожно доливать уксус, "вулкан" начинает извергаться).
А потом дети рисовали на длинных-длинных листах - цветы и ветки, камни,
море, многоэтажные храмы-пагоды, цветущую сакуру и птиц. И почти все -
Фудзи. Когда рисунки подсохли, на каждом из них я написала имя автора,
стилизованное под японские иероглифы, вертикально расположив буквы. И у
каждого остался на память настоящий "японский" рисунок!
И, наконец приходит время подниматься на самую серьезную ступеньку,
которая ведет в храм искусства - в музей.
Лера Белоцерковская, преподаватель истории изобразительного искусства,
эстетического воспитания и художественного творчества,
iouri@bues.ru.
|
|