|
Ступенька шестая, последняя. И мы в музее.
Музеи есть везде. Или хотя бы местные картинные
галереи.
Или хотя бы выставки работ местных мастеров. А если есть возможность
посетить хороший музей, где есть настоящие шедевры - это просто большая
удача! Вопреки сложившемуся у нас мнению, что дошкольнику в музей рано (так,
кстати, искренне считают почти все смотрительницы музейных залов), на Западе
детей начинают вывозить туда с младенческого возраста. А 4-5-летки уже чинно
ходят группой от картины к картине или, удобно расположившись на полу перед
экспонатами, внимательно слушают учителя-экскурсовода (сама видела такие
группы в Париже, в музее Модерн Арт, где малыши на полном серьезе изучали
Матисса, Шагала, Миро).
Итак, если вы собрались в музей:
* по возможности, заранее подготовьте ребенка. (Я писала выше об игре в
"галерею"). Трехлетке вполне можно растолковать три музейных "НЕ": НЕ
кричать, НЕ бегать, НЕ трогать руками. Заранее выберите залы, которые будете
смотреть. Пусть хотя бы какие-то экспонаты будут ему знакомы. Радость
узнавания украсит вашу экскурсию;
* начните с малого. Свозите сперва на небольшую выставку, где экспонатов
немного и они легко воспринимаются детьми (народная игрушка, детский
рисунок, живопись или графика сказочной тематики, скульптура - обычно очень
нравится самым маленьким);
* не планируйте долгое пребывание в музее. Годовалому хватит и 15-20
минут. Хорошо подготовленный 2-3-х летний малыш может ходить и смотреть
гораздо дольше, а если папа посадит на шею - сколько угодно! (Мы с
двухлетним сыном как-то два часа бродили по Музею изящных искусств (имени
Пушкина) и никак не могли уйти);
* не забудьте до входа в залы напоить (а возможно и слегка подкормить)
малыша и сводить его в туалет. Эти мелочи могут сильно отравить пребывание в
музее;
* не стоит брать маленького ребенка на "взрослую" экскурсию - для него
это скучно и долго. (Однажды в Петергофском дворце трехлетняя "экскурсантка"
криками и визгом отравила осмотр довольно большой группе туристов);
* не навязывайте ребенку свой маршрут. Пусть смотрит то, что ему
нравится. Можно незаметно направить его к полюбившейся вам картине, но не
настаивайте, если он не хочет. Папа может оказать неоценимую услугу в таком
походе: практика показала, что малыша приходится часто поднимать на руки - с
высоты его роста многих экспонатов просто не видно;
* при первых признаках усталости (нытье, беготня, присаживание на все
скамейки) - уводите немедленно. Любая задержка в таком случае испортит
впечатление;
* если средства позволяют, купите вместе с ребенком открытку,
репродукцию, книжку с изображением увиденных в музее произведений. Хорошо
дать возможность малышу выбрать открытки самому. Пусть даже везет их домой -
в руках или в своем рюкзаке. А если вы обзаведетесь "альбомом-музеем", пусть
сам вставит туда новые открытки. Это и радость, и память о поездке.
Так совершится первое восхождение - к порогу, за которым вы попадете в
огромный и восхитительно прекрасный мир, где рукотворные чудеса будут
встречаться на каждом шагу, и куда вы нежно и осторожно поведете своего сына
или дочку. И, возможно, тоже откроете для себя на этой дороге ничуть не
меньше неожиданного и интересного, чем ваши дети. Счастливого вам пути!
Лера Белоцерковская, преподаватель истории изобразительного искусства,
эстетического воспитания и художественного творчества, iouri@bues.ru.
|
|